Трибологические испытания

Информация о  результатах  трибологических  испытаний  моторного масла  с  наносмазочным комплексом "Diammond".

Цель испытаний.

Определение и сравнение трибологических  свойств  образцов смазочных композиций.

Объекты  испытаний.

Образец  №1 (база) – минеральное моторное масло «ЛУКОЙЛ- СУПЕР»  (SAE 10W40, API SG/CD).

Образец  №2 (база) – минеральное трансмиссионное масло  «ЛУКОЙЛ-ЭКСТРА»  ТМ4.

Образец  №3 – минеральное моторное масло «ЛУКОЙЛ- СУПЕР»  (SAE 10W40, API SG/CD) +  НСК "Diamond"

Образец №4 –  минеральное трансмиссионное масло  «ЛУКОЙЛ-ЭКСТРА» ТМ4 + НСК "Diamond"

Присадка к моторному маслу НСК "Diamond" изготовлены компанией ООО «Нанотех» (г. Лесной)  с применением наноматериалов (наночастиц). Добавляются в  масла в количестве  2…3 %  об. масла. Предназначены  для снижения трения, износа и улучшения эксплуатационных характеристик двигателей внутреннего сгорания и трансмиссий  автомобилей, машин и механизмов.

Программа испытаний.

1. Проверка химической стабильности образцов до начала и в ходе проведения испытаний.

2. Определение антифрикционных свойств образцов  № 1, № 2 , № 3 и № 4 путем снятия и сопоставления диаграмм Штрибека на машине трения МИ-6  -  зависимостей коэффициента трения от режимов трения (чисел Штрибека)  , нагрузок на образцы трения .

 Данные испытания проводились   в  июне 2008 года.

Образцы, оборудование и условия проведения испытаний на машине  трения  МИ-6.

Узкие диск и колодка (4 мм). Применяемые материалы пары трения: верхний образец (неподвижная колодка): чугун CЧ 16-24; нижний образец (вращающийся диск): сталь Ст. 30. Испытательное оборудование: типовая машина трения МИ-6 (тип Алмен-Виланд согласно ASTM D-3233). Частота вращения нижнего образца 225 об/мин, геометрическая площадь контактирования образцов 10-4 м2. Тип применяемой масляной ванны: теплоизолированная. Нагрузка на пару трения во время испытаний последовательно (с интервалом 100 Н) изменяется от 500 до 2000 Н.  Каждое испытание проводится на новой паре трения одной партии изготовления.

Результаты  испытаний

1. Химическая  и трибологическая стабильность.

До начала испытаний образцы №№1,2,3,4 были выдержаны в оригинальных емкостях (прозрачные пластиковые бутылки емкостью 0,5л) на солнечном свету в течение одной недели, после чего для них были определены визуально показатели химической стабильности, которые, наряду с характером поведения объектов в ходе последующих испытаний.

Все образцы испытаний обнаружили достаточно высокую химическую стабильность по показателям осадкообразования, хлопьепадения и послойного разделения при длительном воздействии ультрафиолетового излучения и высокой среднесуточной температуры (в среднем 270С). Образцы обеспечили работоспособность пары трения во всем диапазоне нагрузок.

2. Антифрикционные, смазывающие свойства.

По результатам сопоставления диаграмм Штрибека  образцы  испытаний  №3 и №4  обнаружили  лучшие трибологические свойства по сравнению с образцами  №1 (база) и  №2 (база).

Из результатов испытаний следует, что добавление в моторное масло «ЛУКОЙЛ-СУПЕР» защитной присадки НСК "Diamond"  в  количестве  3% об. улучшает их  антифрикционные и противоизносные свойства. 

Коэффициенты трения в  смешанном режиме трения снижаются  в  6,3 – 7,2 раза,  а  в гидродинамическом режиме коэффициенты  трения снижаются на  6,1 - 6,9.  (Таблица).

Поведение диаграмм (кривых) Штрибека  и  существенное снижение коэффициента трения  в области  граничного режима трения (малые значения чисел Штрибека  соответствуют высоким нагрузкам на пару трения) характерезуют наличие у образцов  №3 и  №4  достаточного запаса  антифрикционных, противоизносных и противозадирных качеств.

 Таблица .

Трибологический паспорт образцов испытаний

 

образца

Средний коэффициент трения

по режимам

Среднее значение

за испытания

Граничный

Смешанный

Гидродина-

мический

Коэффициент

трения, ед

№ 1 (база)

0,142

0,139

0,159

0,154

№ 2 (база)

 ( - )

0,117

0,140

0,139

№ 3

( - )

0,020

0,027

0,026

№ 4

( - )

0,013

0,024

0,023

Примечание: 

(база)  - база сравнения (стандартные масла).

( - ) - наличие  запаса  трибологических ( антифрикционных, противоизносных)  качеств образцов  №3  и  №4   в  режиме граничного трения.

ВЫВОДЫ

По результатам  трибологических  испытаний  моторного масла класса  SAE 10W40 API SG/CD  с  НСК "Diamond" установлено, что НСК "Diamond"  обеспечил  значимое  повышение  трибологических (антифрикционных, противоизносных)  свойств масел.

НСК "Diamond"  проявил химическую  и трибологическую стабильность в составе масел при работе пары трения в широком диапазоне нагрузок.

Обеспечивается снижение расхода топлива на 7,8%, масла на 9,4%, увеличение безремонтногого ресурса двигателя в 2-2,5 раза.