ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Испытания наносмазочного комплекса "Diamond" в Танковом институте
В Омском танковом ордена Красной звезды инженерном институте провели испытания присадок к моторным маслам в лабораторных условиях на машине трения с целью определения их антифрикционных и противоизносных свойств.
- В качестве моторных масел использовались стандартные автомобильные масла (типа SAE 10W30, 10W40) и «танковое» масло М16ИХП-3. В качестве объектов испытаний (присадок к маслам) использовались: наносмазочный комплекс "Diamond", металлоорганические присадки, ряд опытных присадок.
В качестве смазываемой пары трения использовали неподвижный и вращающийся стальные ролики (Ст45). Образцы испытывали на машине трения вращательного типа СМТ-1 при следующих параметрах: частота вращения нижнего образца - 720 1/мин; переменное ступенчатое нагружение от 30 до 120 Н (1кгс = 9,8 Н); вид трения – трение скольжения; общее время одного испытания – 120 мин. (в т.ч. приработка – 20 мин.); концентрация присадки согласно инструкции производителя.
- Методика испытаний состояла в экспериментальном определении зависимости коэффициента трения смазываемой пары образцов от параметра нагруженности (числа Герси) , а также в оценке материалов пары трения при различных комбинациях смазочных композиций, определении момента трения и пятна износа. Смазка пары трения («ролик-ролик») осуществлялась посредством погружения нижней части ролика в масляную ванну. Через систему рычагов к ролику прикладывалась нарузка. Таким образом между роликами моделировались процессы трения и изнашивания.
Визг и скрежет при работе пары трения при высоких нагрузках указывали на появление задира. Момент трения при проведении испытаний фиксировался на пульте управления: его возрастание или уменьшение при определенной нагрузке фиксировался на диаграмме в графическом виде, что удобно для анализа свойств смазочных композиций.
- Как показали многочисленные опыты , не все смазочные композиции обеспечили одновременно низкий износ поверхности, уменьшение или стабильный момент трения.
Испытания показали , что при использовании моторного масла М16ИХП-3 в чистом виде проявляется тенденция к снижению момента трения, но пятно контакта имеет повышенный износ.
Металлоорганические присадки вели себя по разному: одна присадка существенно снижала износ, но увеличивала момент трения за время испытаний; другая (Motor Active) - существенно снижала момент трения, но за время испытания дала пятно контакта с большим износом по сравнению с чистым маслом М16ИХП-3. Опытные присадки показали или очень большие износы (с глубокими бороздами) или
нестабильность изменения коэффициента трения.
При использовании моторного масла М16ИХП-3 с наносмазочным комплексом "Diamond" получено пятно контакта с небольшим износом и высокой чистотой полировки поверхности. Момент трения при этом имеет однозначную тенденцию к снижению по сравнению с моментом трения при использовании чистого масла.
- Как видно из результатов проведенных испытаний (таблица), наименьший износ обеспечивается при добавке в масло наносмазочного комплекса "Diamond".
Остальные тестируемые присадки способствуют увеличению пятна износа контакта образцов пары трения при испытании на машине трения СМТ-1, что накладывает ограничения на возможность их использования.
Износ образцов при достижении предельной нагрузки и соответствующие ей моменты трения
Смазочная композиция
| Износ, мкм | Момент трения, Н . м |
Масло М16ИХП-3
М16ИХП-3 + металлоорганическая присадка (композиция на основе меди)
М16ИХП-3 + присадка – металлизант (Motor Active) ( композиция на основе свинца, меди, серебра)
М16ИХП-3 + НСК "Diamond"
М16ИХП-3 + опытная присадка №1 М16ИХП-3 + опытная присадка №2 М16ИХП-3 + опытная присадка №3
|
1432
925
1510
513
1518 1609 973
|
3,5
4,6
1,9
0, 6
5 2,4 2,3 |
- Таким образом, основной эффект от применения наносмазочного комплекса заключается в снижении трения, тепловыделения, а также уровня акустического шума механизмов, работающих в сверхтяжелых условиях.
- Производными результатами применения наносмазочного комплекса "Diamond" являются снижение расхода топлива, повышение мощности (в результате снижения механических потерь), существенное увеличение ресурса двигателя.
- Приведенные результаты испытаний (исходя из вида пары трения, методики испытаний и универсальности масла М16ИХП-3) можно обобщить на узлы трения используемые в трансмиссиях автотракторной, специальной и военной техники.
Ожидаемые результаты от применения наносмазочного комплекса "Diamond": повышение износостойкости, задиростойкости, ресурса деталей и узлов трансмиссий техники (коробок перемены передач, главных передач, редукторов, приводных механизмов и др.).