Омский институт

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Испытания наносмазочного комплекса "Diamond"  в Танковом институте

В Омском танковом ордена Красной звезды инженерном институте провели испытания присадок к моторным маслам в лабораторных условиях на машине трения с целью определения их антифрикционных и  противоизносных свойств.

  •  В качестве моторных масел использовались стандартные автомобильные масла (типа SAE 10W30, 10W40)  и  «танковое» масло М16ИХП-3. В качестве объектов испытаний (присадок к маслам) использовались: наносмазочный комплекс "Diamond",  металлоорганические присадки,   ряд опытных присадок.

 

В качестве смазываемой пары трения использовали неподвижный и  вращающийся стальные ролики (Ст45). Образцы испытывали на машине трения вращательного типа СМТ-1 при следующих параметрах: частота вращения нижнего образца - 720 1/мин;  переменное ступенчатое нагружение от  30 до 120 Н (1кгс = 9,8 Н);  вид трения – трение скольжения; общее время одного испытания – 120 мин. (в т.ч. приработка – 20 мин.); концентрация присадки согласно инструкции производителя.

 

  •  Методика испытаний состояла в экспериментальном определении зависимости коэффициента трения смазываемой пары образцов от параметра нагруженности (числа Герси) , а также в оценке материалов пары трения при различных комбинациях смазочных композиций, определении момента трения и пятна износа. Смазка пары трения («ролик-ролик») осуществлялась посредством погружения нижней части ролика в масляную ванну. Через систему рычагов к ролику прикладывалась нарузка.  Таким образом между роликами моделировались  процессы трения и изнашивания. 

Визг и скрежет при работе пары трения при высоких нагрузках указывали на появление задира.  Момент трения при проведении испытаний фиксировался на пульте управления:  его возрастание или уменьшение при определенной нагрузке фиксировался на диаграмме в графическом виде, что удобно для анализа свойств смазочных композиций.

  • Как показали многочисленные опыты , не все смазочные композиции обеспечили одновременно низкий износ поверхности,  уменьшение или стабильный момент трения.

                Испытания показали , что при использовании моторного масла  М16ИХП-3 в чистом виде проявляется тенденция к снижению момента трения, но пятно контакта имеет повышенный износ.

 

Металлоорганические присадки вели себя по разному: одна присадка  существенно снижала износ, но увеличивала  момент трения за время испытаний;  другая (Motor Active)  - существенно снижала момент трения,  но за время испытания  дала пятно контакта с большим износом по сравнению с чистым маслом М16ИХП-3. Опытные присадки показали или очень большие износы (с глубокими бороздами)  или

нестабильность изменения коэффициента трения.

 

При использовании моторного масла М16ИХП-3 с наносмазочным комплексом "Diamond" получено пятно контакта с небольшим износом и высокой чистотой полировки поверхности. Момент трения при этом имеет однозначную тенденцию к снижению по сравнению с моментом трения при использовании чистого масла.

 

  • Как видно из результатов проведенных испытаний (таблица), наименьший износ обеспечивается при добавке в масло наносмазочного комплекса "Diamond".

Остальные тестируемые присадки способствуют увеличению пятна износа контакта образцов пары трения при испытании на машине трения СМТ-1, что накладывает ограничения на возможность их использования.


Износ образцов при достижении предельной нагрузки  и соответствующие ей  моменты трения

 

 

Смазочная композиция

 

Износ,

мкм

Момент трения,

Н . м

 

Масло М16ИХП-3

 

М16ИХП-3  +   металлоорганическая присадка

                          (композиция на основе меди)

 

М16ИХП-3 +   присадка – металлизант (Motor Active)

                         ( композиция на основе свинца, меди, серебра)

 

М16ИХП-3  НСК "Diamond"

 

 

М16ИХП-3  +  опытная присадка №1

М16ИХП-3  +  опытная присадка №2

М16ИХП-3  +  опытная присадка №3

 

 

1432

 

 

925

 

 1510

 

 

513

 

 

1518

1609

973

 

 

3,5

 

 

4,6

 

1,9

 

 

 0, 6

 

 

5

2,4

2,3

 

  •   Таким образом, основной эффект от применения наносмазочного комплекса заключается  в снижении трения, тепловыделения, а также уровня акустического шума механизмов, работающих в сверхтяжелых  условиях.

  •  Производными результатами применения  наносмазочного комплекса "Diamond" являются снижение расхода топлива, повышение мощности (в результате снижения механических потерь), существенное увеличение ресурса двигателя.

  • Приведенные результаты испытаний  (исходя из вида пары трения, методики испытаний и универсальности масла М16ИХП-3) можно обобщить на узлы трения используемые в трансмиссиях  автотракторной, специальной  и  военной техники.  

Ожидаемые результаты от применения наносмазочного комплекса "Diamond": повышение износостойкости, задиростойкости, ресурса деталей и узлов трансмиссий техники (коробок перемены передач, главных передач, редукторов, приводных механизмов и др.).